Павел Антонов(SARGAN):

Закончили, наконец, снимать материал для программы «Гражданское оружие» на телеканале Т24. Провели незабываемую ночь в бассейне. Семь часов в воде. Удовольствие для истинных любителей подводного плавания. А кое-кто провел в воде 7 часов на съемке плюс 4 часа днем на курсах..

В этот раз была задача отстреляться из трех ружей: пневмат, арбалет и новомодный роллерган. Затем отстрелять различные наконечники для гарпуна: «Пуля», «Штык», «Корона» и два многозуба - объемник «Шестизубая Мартышка» и плоский вариант пятизубая «Расческа».
Для чистоты эксперимента и картинки решили убрать гарпун-линь - сильно резал мишень уже после пролета гарпуна. Все равно он вносил поправку лишь по вертикали, а кадр стал намного чище и понятней. Да и мишень жила дольше.

Сразу хочу предупредить, что программа создавалась с расчетом на широкую аудиторию, интересующуюся всем оружием, подводным в частности, но не профессионалов. Поэтому узкие специалисты смогут заметить разного рода допущения, упрощения и обобщения. Заранее прошу сильно не переживать из-за этого. За вас это сделали мы.

Сначала был свет..
Три мощнейших прожектора с трех сторон направили на воду. Под водой стало светло, реально как днем.
В 22:00 приступили к пристрелке. Предстояло работать со штатными охотничьими гарпунами и нужен был щит, который не давал бы пролетать гарпуну насквозь, но при этом не деформировал острие наконечника. Взяли толстый лист резины - техпластина ТМКЩ 30х500х500 мм. Мишени закрепляли большими канцелярскими кнопками. Дистанция стрельбы - стандартная - 4 метра от кончика гарпуна.
По заданию все ружья разные: по типу, по эргономике, по ТТХ. Единственный условно-приблизительно сходный показатель - мощность.
Наш арсенал включал в себя:
1) пневмат - родной русский Сарган «Сталкер А7 75»,
2) итальянский арбалет «SPORASUB ONE 95 cm»
3) роллер «OMER CAYMAN E.T. ROLER 75 см». Тоже итальянец.
Для такой дистанции все ружья немного коротковаты. Гарпун вроде бы летит еще довольно бодро, сохраняя достаточно кинетической энергии для пробоя, но уже начинает терять предсказуемость траектории. Но мы не ищем легких путей. Решили, что достаточно будет попадать хотя бы в габарит мишени - круг диаметром 90 мм. Далекому от реальной подводной стрельбы человеку, это может покажется легкой задачей. Но обычно этот апломб живет ровно до первой собственной попытки сделать точный выстрел под водой.
Со штатным охотничьим гарпуном - типа сразу из магазина, это не просто. Кто знает, тот поймет. Заводской флажок на гарпуне, на такой дистанции дает малопредсказуемый разброс. Гарпун идет, как бы, по расходящейся спирали. К тому же еще и искривленной.
Острозаточенные гарпуны пробивали щит насквозь и заходили в резину по самые флажки. Вытаскивать гарпуны из плотной резины, под водой, на задержке дыхания, это отдельное гимнастическое упражнение! Каждый самоотверженно выполнил по 20 эффектных извлечений различными художественными способами. Со стороны наверняка казалось, что мы стреляем только ради удовольствия поковыряться гарпуном в резине.

Через полчаса, как бы невзначай, под водой появился стенд с баллистическим гелем. Загадочный и манящий в лучах мощных прожекторов. Оказалось, что в воде он выглядит иначе, чем на воздухе - полупрозрачное тело с призрачным контуром. Стрелять надо вдоль этого искусственного холодца. Размер видимого торца 12х15 см. Следовательно, для наглядности исключающей искажение канала пробоины, размер зоны попадания не должен превышать 6х9 см. Становиться ясно, что точность выстрела будет основополагающим критерием успеха всей съемки. Но отступать некуда.. Просто сдвинули огневой рубеж на метр ближе к стенду)).

А вот появление огромных боксов под видеокамеры поразило по-настоящему. Камеры сами по себе удивительные. Про «Фантом», которым снимали предыдущую часть в стрелковом тире, я уже писал. Скорость съемки такая, что пуля, выпушенная из винтовки, пролетает, вернее проползает слегка вращаясь, экран монитора за 8 секунд. Наши гарпуны просто задумчиво стоят. Я до сих пор не понимаю, как это можно снимать 25000 (двадцать пять тысяч!) кадров в секунду!!! (Для тех, не понял нормальная киношная скорость 24 кадра в секунду.) Мы моргаем медленнее!
Вторая камера. RED One. Не сверхскоростная, но тоже замысловатая. Главная особенность камеры - большой КМОП-сенсор Mysterium. Запись цветовых (RGB) и яркостных сигналов (YUV) происходит в стандарте субдискретизации насыщенности 4:4:4. Это означают, что для каждого пикселя кроме яркости сохраняется и его цвет, в то время как обычные цифровые камеры точно сохраняют только яркостные характеристики, а цветоразностные сигналы для соседних точек считаются одинаковыми и аппроксимируются по различным алгоритмам. Получаем настоящее кинокачество. Для пущей убедительности скажу, что на такую камеру предпочитает снимать Стивен Спилберг.
Однако, и ценник у этих видеорегистраторов - как хорошо навороченный Гелендеваген. Это ж каким надо быть энтузиастом подводной съемки, что бы ради красивого кадра, рискнуть все это хозяйство погрузить под воду? Преклоняю свое неопреновое колено!

Через 2 часа суеты и легкой производственной перебранки, габариты пойманы, свет, сцена и камеры под водой установлены. Режиссер Николай Николаевич за мониторами, и, через специальный подводный матюгальник, дает команду «Мотор!»

Первыми отстреляли самые противные и противоестественные, для нормального подвоха, приспособления: шестизубую «мартышку» и пятизубую «расческу». Может мы мазилы конечно, но дистанцию стрельбы пришлось уменьшить до подростковых 2-х метров! Иначе разлет был такой, что стало беспокойно за технику и людей. За технику, конечно, больше.

Когда дошли до «Штыка» и «Пули», на душе как-то сразу стало легче, живее и интересней. Для нас. Для телекартинки наоборот - просто какой-то штырь насквозь протыкает какое-то аморфное тело. Ни взрыва, ни осколков. Едва колыхнется прозрачное желе. То ли дело стрелять по арбузам!

Как сказал классик: «Выстрел - это прежде всего работа мозга!».
Пришлось крепко подумать, что бы получить эффектную картинку. В итоге сняли много интересных, не побоюсь даже сказать, уникальных кадров, для визуализации поведения гарпуна во время выстрела. Но до выхода программы в эфир, не все могу публиковать.. Будем подождать)).

Сегодня сдал последние правки в сценарий. Дальше осталась сущая ерунда: черновой монтаж, озвучка, финальный монтаж, эффекты, титры.. Ну, и.., немного волнуюсь))

Спасибо Сергею Егорову - за артиллерию. Серега не раздумывая предоставил нам на растерзание свои лучшие стволы. Два раза. Два раза спасибо!

Особое спасибо нашей великолепной русалке - Насте Щетининой. Без тебя, Настя, все выглядело бы гораздо суше. Даже под водой. Естественное и грациозное украшение нашего подводного тира и всей съемочной площадки. Добрая душа и красивый купальник теперь навсегда в нашем простреленном гарпунами сердце.

 

ФОТОРЕПОРТАЖ:


1)Фигурное плавание на огневом рубеже..
(Дуэт: Анна Каменщикова и Иван Недальченко)

 

2) А «десятка» у нас с копеечку.. 12 мм.

 

3) Не так прост оказался резиновый коврик!))

 

4) Первый роллер пошел!

 

5) Несмотря на танцы с флажками, постепенно пробоины ложатся все кучнее и точнее.

 

6) Победители конкурса - «Вытащи свой гарпун красиво!»

 

7, 8) А под водой баллистический гель выглядит иначе, как минимум - непривычно.

 

9) Поиск умозрительной точки прицеливания на прозрачном холодце. Леха Смирнов пока пальцем не потрогает - не верит в реальность.

 

10) Для сравнения: слева, оператор снимает на боксированный, совсем не маленький, Canon 5D Mark IV… А кажется, что человек с мыльницей суетиться. А вот правее - настоящий «фантомас»!

 

11) Бокс под тот самый «Фантом», которым снимали предыдущую часть в стрелковом тире. Скорость съемки такая, что пуля, выпушенная из винтовки, пролетает, вернее проползает слегка вращаясь, экран монитора за 8 секунд. Наши гарпуны просто задумчиво стоят.

 

12) Холодец в бассейне?! Оригинально!..

 

13) И ведь кто-то во всем этом разбирается!!!

 

14)Вторая камера. RED One. Не сверхскоростная, но тоже очень замысловатая. Главная особенность камеры - большой КМОП-сенсор Mysterium. Запись цветовых (RGB) и яркостных сигналов (YUV) происходит в стандарте субдискретизации насыщенности 4:4:4. означают, что для каждого пикселя кроме яркости сохраняется и его цвет, в то время как обычные цифровые камеры точно сохраняют только яркостные характеристики, а цветоразностные сигналы для соседних точек считаются одинаковыми и аппроксимируются по различным алгоритмам. На такую камеру предпочитает снимать свое кино Стивен Спилберг.

 

15)Использованием кодирования RED One отличается от большинства HD-камер, использующих общепринятый формат 3:1:1. Отснятый материал лишён многих артефактов и искажений, связанных с компрессией.
С такой камерой, кроме Спилберга, любят работать Дэвид Финчер, Ридли Скотт, Баз Лурман, Брайан Сингер, Питер Джексон, Манс Марлинд и Бьёрн Стейн и др. очень приличные мастера мирового кино.

 

16)Ведущий программы - Кирилл, прилетел на съемки из Питера. Подобрали ему отличный от нас, но тоже классный гидрокостюм)). Кирилл - серфингист, с водой дружит, но нырять не умеет. Краткий курс подводной стрельбы от Чемпионов Европы и вот он уже в кадре вполне себе уверенно нажимает на спусковой крючок.

 

17) Не могу обойтись без тренерских наставлений.
«..И ты тут так заходишь против солнца и со всех стволов как…!!!»

 

18)Вот так на самом деле выглядит по-настоящему «немая сцена», а не то, что вы думали раньше))
(В кадре Чемпионы и призеры Европы по подводной стрельбе: Анна Каменщикова, Алексей Смирнов и Иван Недальченко)

 

19)Наконечник вертлявый, как мартышка на лиане.. Мы так его и назвали «Шестизубая мартышка». Никого не хочу обидеть, но это ж насколько надо не уметь охотиться, что бы захотелось такое накрутить на свой гарпун?!

 

20) Ого! Мультики!?

 

21) Пятизубая «расческа» в руках Ивана Недальченко, на пути к своему триумфу..

 

22, 23, 24) Пятизубая «расческа» отлично шинковала гель. Ровными слоями. На охоте рыба, естественно, тоже на кукан идет по частям..

 

25, 26) Наконец-то вырвались на оперативный простор. Все-таки удовольствие от точного выстрела это нечто! Стрелять «пулей» или «штыком», после мучений со всякими ленивыми и тупыми многозубами, просто праздник!
До выхода программы в эфир, не все кадры можно публиковать, много чего интересного и красочного из визуализации поведения гарпуна во время выстрела удалось наснимать. Но пока.. Будем ждать.

 

 

До встречи в эфире!