Инженер-кораблестроитель В. А. Дианов, бывший офицер-североморец, в своей статье рассматривает одну из версий трагических событий августа 2000 года.
Подводные учения
АПЛ «Курск» принимала участие в учениях Краснознаменного Северного флота, которые проводились в водах Баренцового моря. Район, отведенный для данного мероприятия, закрыли для входа посторонних судов. К учениям было допущено близко 30 кораблей ВМС РФ, ВВС, в числе которых представители сил Украины, береговые ракетные войска, ПВО. За все время мероприятия провели 40 самолетовылетов.
12.08.2000 года произошла гибель АПЛ «Курск». Катастрофа случилась на глубине 108 м. Место происшествия – 137 км от Североморска, вблизи пункта базирования Гремиха. На расстоянии 1000 км находится норвежский город Тронхейм (Trondheim). Координаты катастрофы – 37,35 восточной долготы, 69,40 северной широты.
Версия столкновения с автономным роботом
Существует мнение, что гибелью атомохода стало столкновение с автономным роботом, управление которым осуществлялось с борта подводного судна, принадлежащего службе разведки США.
Никого не удивит тот факт, что за военными объектами РФ наблюдают из космоса. Ведется слежение при помощи специально техники и на глубине.
Америка еще со 1970-х годов использовала атомную подводную лодку «Halibut» в целях шпионажа. Для этого судно оснастили переоборудованными торпедами. Управление такими «рыбками» осуществлялось непосредственно с борта подлодки. С помощью этого велась запись шумов и сигналов потенциального вражеского атомохода.
Особенности вражеской подводной разведки
Нужно отметить, что в США сочли такой шпионаж эффективным. Американские ВМС со временем были укомплектованы 4 новыми модернизированными АПЛ, оснащенными специальным оборудованием для разведки.
Современные шпионские АПЛ, состоящие на вооружении у США, укомплектованы микро-подлодками. По сути, они являются роботами. Управление осуществляется гидроакустическими сигналами. Такие микро-ПЛ, переходя в автономный режим, уходят от носителя на расстояние до 110 миль. Это позволяет роботу пребывать в гавани противника или районе учений, записывая необходимые данные. Носитель в то же самое время может находиться в открытом море.
Для подводной разведки в США используются судна, собранные на базе АПЛ. По габаритам они близки к типовой «Memphis». Из-за этого возможна ее ошибочная идентификация.
АПЛ, использующиеся для в разведки в США, оборудованы сильными гидроакустическими станциями. Предусмотрены и ангары для подводных роботов. На случай экстремальных ситуаций эти небольшие ПЛ имеют аварийные буи для связи – при необходимости они выстреливают за борт, а затем всплывают. Они передают сообщение на спутник и самоуничтожаются путем затопления спустя 30 минут.
Противоречия ВМС США
После катастрофы Военно-морские силы США сделали неоднозначное заявление, которое осветили в некоторых СМИ России. Было сказано, что две Американских подлодки действительно пребывали в Баренцевом море на момент катастрофы «Курска». Однако расстояние до места затопления ПЛ якобы составляло 100-120 миль. В качестве причины гибели ВМС США рассматривался взрыв собственной торпеды «Курска». Также были предложены записи сигналов, спровоцированных ударом и взрывом снаряда.
Отечественные СМИ не приняли во внимание важную деталь: 100 миль – это дистанция для устойчивой работы АПЛ с ПЛ-роботом. А именно на этом расстоянии находилось судно американцев.
Вполне вероятно, что автономный робот-шпион столкнулся с АПЛ «Курск». Это произошло непреднамеренно. Для нашей ПЛ зафиксировать робота на небольшой глубине было не так просто. Столкновение могло произойти в момент подвсплытия «Курска» для разрешения на отстрел аварийной торпеды.
Варианты атаки
На корпусе «Курска» были обнаружены пробоины, края которых были загнуты как снаружи, так и вовнутрь. Такой характер повреждений говорит о внешнем взрыве, что возможно при атаке. Например:
- американский командир АПЛ мог принять столкновение своего робота с «Курском» как попытку захвата. Очевиден выбор отдать приказ о его взрыве. Каждый робот оснащается зарядом для таких ситуаций;
- прямая атака. Командир АПЛ США, получив информацию о приготовлении российской подлодки к стрельбе (аварийная торпеда), решил действовать на опережение. Был отдан приказ атаковать «Курск». При таком варианте, вероятно, использовалась бы ракето-торпеда типа «Саброк». В пользу версии говорит то, что время подлета снаряда до российской АПЛ составляло бы 1,5-2 минуты.
Последствия второго варианта более критичны. Заряд «Саброка» может пробить корпус атомной подлодки. В результате внешнего взрыва могла произойти детонация заряда не только аварийной торпеды, но и остальных снарядов в первом отсеке. Вопреки уставу «Курск» на время учений был снабжен боеприпасами в большом количестве.
Само по себе столкновение с ПЛ-роботом или детонация аварийной торпеды, ни даже разрыв магистралей ВДВ не могли бы за столь короткое время потопить АПЛ.
Дальнейший ход аварии
1 отсек был уничтожен мощным взрывом. Командный пост второго также был серьезно поврежден. АПЛ резко «нырнула» в глубину, ударившись о дно. Столкновение заглушило реактор – «Курск» теряет ход и живучесть. Экипаж обречен на медленную смерть.
Разведчики США позаботились об устранении улик. Дно зачистили, а доказательства столкновения – обломки ПЛ-робота – были собраны подводными пловцами с «Мемфиса». Существуют свидетельства того, что рядом с местом гибели АПЛ был зафиксирован буй. Гидроакустический поиск помог обнаружить в этом районе посторонний объект на дне, который потом исчез.
СМИ было отмечено прибытие на главную базу Королевского Норвежского флота Хоконсверн АПЛ. Но условий для приема подводных судов такого типа в данных доках нет. Из-за чего ПЛ США была вынуждена была встать у стенки. Российским спутником удалось зафиксировать атомоход у причала.
Впоследствии фото АПЛ, которая была вероятной «убийцей», предоставил один скандинавский журналист. Но, как известно, эти видеокадры якобы «испортились».
Исход
Россия требовала право на осмотр корпусов АПЛ США. В ответ был получен отказ и отрицание факта столкновения. Действительно, его не было. Речь идет о столкновении «Курска» с роботом-шпионом. Но тщательный анализ подобных случаев показал, что атомоход не способен затонуть так быстро при таких условиях.
После катастрофы в столицу прибыл директор ЦРУ – Д. Теннент. Несложно догадаться, о чем он говорил с президентом. Мир был как никогда близок к подводной войне.
К сожалению, в США ставят интересы разведки и шпионажа выше военно-морского этикета. «Встречи» атомоходов России и Америки в последние десятилетия происходят практически каждый год. Это требует принятия мер от обеих сторон. Но пока наблюдаются такие тенденции, есть вероятность, что с национальными особенностями подводной охоты доведется знакомиться и в 21 веке.