У многих начинающих дайверов перед первым погружением возникает невольное волнение. И это естественно, ведь вода таит в себе много различных опасностей. Конечно же, в любой школе подводного плавания изучают, как пользоваться снаряжением, как вести себя на глубине и что предпринять в непредвиденной ситуации. Но все предугадать заранее не возможно (неполадки со снаряжением, нехватка воздуха и т.п.). Поэтому будет нелишним напомнить еще раз некоторые основные моменты, которые помогут при первых знакомствах с морским миром.
Самое главное, что нужно запомнить: какой бы критической не была ситуация, всегда соблюдайте спокойствие. Излишняя нервозность не приведет ни к чему хорошему, вы не сможете оценить масштабы проблемы и верно выбрать правильное решение.
Что может возникнуть под водой с вашим снаряжением?
Внутрь маски просачивается вода. Такое случается, когда фланец маски недостаточно плотно прилегает к лицу. Второй причиной может стать повреждение снаряжения. Если это случилось, то нужно поднять голову вверх, запрокидывая ее назад. Крепко прижать рукой верхнюю часть маски, при этом носом выполнить несколько раз резкие выдохи. Таким образом избавляются от залившейся в маску воды. Если после принятых мер вода все равно появляется, то необходимо поставить в известность напарника и срочно подниматься наверх, придерживаясь правил безопасности.
Под водой может произойти потеря маски, если она случайно зацепилась за что-то или растянулись ее держатели. При возможности найти маску ее сразу же надевают: прижимают к лицу и откачивают воду резкими выдохами, как и в предыдущем случае. Удерживающие ремни маски натягивают на затылок при помощи напарника. Когда маску найти не удалось, надо быстро подниматься вместе с сопровождающим.
При закручивании шланга или во время кашля может вылететь загубник регулятора. Спасет от этого октопус, который прикреплен к компенсатору. Затем пойманный загубник продувается кнопкой-байпасом и возвращается на свое место. Первые несколько вдохов выполняются с осторожностью, чтобы остатки воды не попали в дыхательные пути, что может снова вызвать кашель.
Если закончился воздух, пользуются запасом напарника. Если же и у него нет, то выполняют срочный подъем, избавившись от грузов.
При сбоях в регуляторе воздух перестает поступать. Это слишком опасно, поэтому нужно как можно быстрее переключиться на запасной источник воздуха и сразу же подниматься на поверхность, известив напарника. Лучше освободиться от грузов и при возможности поддуть жилет-компенсатор.
В самых опасных ситуациях требуется свободное всплытие, но этот способ поднятия достаточно непростой. Чтобы все прошло четко, необходимо действовать строго в соответствии со всеми предписаниями. Главное выдерживать скорость, которая не должна превышать 10 метров в минуту. Ее удобно определять по воздушным пузырькам – всплывать следует не быстрее, чем поднимаются пузырьки. Выдыхать нужно непрерывно и равномерно, таким образом, чтобы хватило до поднятия на поверхность и не вдыхать под водой, не разрешается выполнять задержку дыхания, так как это грозит травмированием легких.
Не нужно забывать, что риск при занятиях дайвингом всегда присутствует. Но уверенность в себе, проверенное снаряжение и надежный напарник помогут сделать увлечение подводным миром приятным и максимально безопасным.